01.03.2017

Эффект Пигмалиона. Как мы можем сделать других лучше

Когда мне было 8 лет, я провела в пионерском лагере две смены подряд. Вообще мои родители были убеждены в пользе принудительной социализации, последствия которой я разгребаю до сих пор.

Вот что интересно.

Я закончила первую смену с весьма нелестной характеристикой пионервожатых. Уж не знаю, в каких выражениях они точно описали моё поведение, но помню, что его разбирали публично на собрании отряда. Смена закончилась, вожатые сменились, а я осталась.

Новая вожатая второй смены неожиданно для меня увидела во мне потенциал и назначила командиром отряда. Тем самым, который отвечает за дисциплину в отряде и каждое утро на линейке гордо рапортует о том, как прошёл день.

Не очень помню свои чувства по этому поводу. Смятение? Удивление? Радость? Помню только, как я органично вписалась в эту роль и увезла домой грамоту за отличное поведение во вторую смену.

Только что я описала вам эффект Пигмалиона или Розенталя (он, как понятно, является автором открытой закономерности).

Этот эффект продемонстрирован множеством экспериментов, иногда он сильнее, а иногда слабее выражен.

Википедия определяет его, как «психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества«.

Если проще — людям свойственно оправдывать ожидания.

Многочисленные научные исследования изучают эффект Пигмалиона в разных плоскостях — образование (как восприятие учителя определённых учеников как талантливых, воздействует на их способности), менеджмент (как доверие и поощрение талантов со стороны руководителя влияет на раскрытие этих самых талантов), спорт (как тренер способствует проявлению сильных сторон спортсменов) и другие.

Во всех случаях экспериментально подтверждается положительная корреляция.

Вот, например, ссылка на недавние исследования в области менеджмента. А вот, например, исследование о влиянии эффекта Пигмалиона на дистанционное обучение.

Это исследование под названием «Сила эффекта Пигмалиона: как ожидания учителей предсказывают успеваемость в колледже» начинается словами: People do better when more is expected of them (чем больше мы ждём от людей, тем лучше они проявляют себя).

Когда я прочитала про эффект Пигмалиона, то сразу увидела связку с коучингом. Ведь ждать от людей большего — это один из постулатов коучинга. В своей работе коуч исходит из того, что клиент обладает всеми необходимыми ресурсами и креативностью для создания и внедрения изменений. Коучинг помогает людям проявить то лучшее, что в них есть. Вот так он и работает. В том числе.

Но даже если вы далеки от коучинга, но работаете с людьми, которые регулярно оправдывают ваши самые плохие ожидания, здорово посмотреть на ситуацию с новой стороны и спросить себя, а что изменится, если я изменю свои ожидания от этих людей.

Может получится как с моим пионерским лагерем?

Возможно, это будет Вам интересно:

Нет Комментариев

Оставить Комментарий